Моя вернулась с гор. С далёких, заснеженных гор. Спрашивается, чего мне дома не сиделось? А мне бы и сиделось, если бы не шеф, не работа и не полевые. Короче, меня не то, чтобы поставили перед фактом и не спросили, но что я поеду подразумевалось. А я что? А я не против Не всё же время дома сидеть перед компом, надо и мир с природой поглядеть, отдохнуть от компа и города хоть немного.
Дальше будет много текста с картинками. Картинки постараюсь сделать поменьше и полегче, но ничего не гарантирую.
читать дальше
В этом году экспедицией озаботились заранее. Ажно больше, чем за месяц. Так как народу, который согласен и в состоянии ехать, работать и мириться с палаткой и прочими радостями полевой жизни, у нас немного, то, как обычно, искали желающих из студентов старших курсов. Сначала шеф опросил уже "бывалых". Они его вежливо послали. Ничуть не обидившись (привычный уже), он подкатил к "студенту", что ездил в прошлом году (не помню, писала тут или нет, но это тот самый, который не взял с собой абсолютно никаких документов, хотя ехали в пограничную зону). Тот сделал скорбный вид лица и сообщил, что он бы рад, но тут болит, там скрипит, здесь колет и вообще, врачи запретили. Вот на следующий год... может быть... а пока ему и в городе хорошо. Шеф и тут не расстроился, вспомнив, как студент в прошлом году работал ("сдох" на первой же горе и отходил от этого почти неделю, сидючи в лагере кашеваря) и обратил свой взор на новеньких. Кто поумней и порасторопней по быстрому отказались. Согласилось на удивление много - ажно трое. Две девушки и парень. Правда, одной пришлось обломаться - сроки полевых совпали со сроком её летней работы в пионер лагере где-то в курортных местах. Оставшиеся двое решили, что поездка будет лёгкой, комфортной и вообще, Алтай это же курортная зона, не правда ли?
Выезд назначили сначала на 19 июня. Потом перенесли на 23 (студентам внезапно назначили экзаен для перевода в магистратуру). 22 вечером позвонил шеф и обрадовал, что в назначенный день мы не едем - у него какие-то дела. Ну, не едем, так не едем. Я даже и рюкзак не начала собирать, зная, что никогда вовремя не уезжаем.
В среду, в девять утра начали грузить УАЗик. Вокруг бегал главный ответственный за автомобили института и возмущался, что мы всё грузим и грузим, грузим и грузим, грузим и грузим. И периодически грозил, что не выпустит, если решит, что у нас перегруз. И стращал, что вот, дескать, сломаем мы мост/кардан/ось и останемся куковать где-нибудь на дороге, а подмогу он нам не пошлёт. "Угу", кивнули мы и продолжили грузиться.
Шесть человек, включая водителя. Почти полностью забитый вещами багажный отсек. Кругами бегает студентка и судорожно прижимает к себе объёмные сумки с шибко ценными и легко бьющимися вещами, без которых просто не жить, типа фотоаппаратов, косметички, футляра для очков, двадцатью сменами носовых платков, пары упаковок влажных салфеток, крема от загара и прочей дребедени.
Едем. Ничего так. Бодренько для груженого УАЗика. 80 км/час стабильно. Водитель вроде уже ездил в экспедиции, но, как оказалось, по асфальту и не на такой машине. В смысле, УАЗик он совсем не знал. Ну и матерился всё время. И выпить не дурак. И вообще, склонен искать виноватых. Потом шеф мне сказал, что от него в институте почти все отказались. Учитывая, что возить шефа отказались почти все водители, можно считать, что они нашли друг друга.
Так вот. Это чудо (по другому назвать Сергея, а так звали водителя, сложно. "Чудо", от слова чудак, которое производное от похожего по произношению другому, не самому лестному слову), так вот, это чудо умудрилось с перевалов съезжать на тормозах. Не знаю уж, на нейтралке или нет, и знать не хочу. Факт в том, что колодки явно подпалил - аромат сложно с чем-то спутать.
Ладно, приехали в последний населённый пункт перед пограничной заставой. Мы работали в зоне ограниченного доступа, плюс приграничная территория - требуется регистрация и разрешение у пограничников. Как раз там в прошлом году обнаружилось отсутствие документов у студента. Сейчас документы были у всех. Но изменились какие-то правила допуска, так что пришлось переделывать письмо-прошение о допуске. Потеряли день.
(красной точкой-квадратиком обозначено, где мы примерно были. Вроде как даже южнее должны быть, надо уточнять)
В Кош-Агаче асфальт кончился, началась Чуйская степь и гравийная дорога. Дорога не очень, степь большая, поэтому параллельно идёт несколько дорог. Не нравится одна - выбирай другую. Не понравилась и другая, можно перейти на следующую. Ничего не понравилось - гони по степи, прокладывай свою колею.
Водитель не переставал материться на дорогу, что она, дескать, и не дорога вообще, а недоразумение и как по ней можно ехать и чего эти гады асфальт не положили. Скорость в лучшем случае достигала 40 км/ч. После заставы гравий кончился, началась грунтовка. Скорость, правда, почти не упала, но ругани прибавилось. Ушки свернулись, развернулись, попытались свернуться снова и отпали.
Первым местом работы предполагалось плато Укок. Местные на родоновом источнике Тёплый ключ сказали, что дорога туда через перевал вполне хорошая, проходимая, только вот там ещё снег может лежать. Ну, нам-то что? Подключил Сергей передний мост, покопавшись инстументами у колеса и поехали. Дорога да, проходимая. Для какого-нибудь вездехода. Или ГАЗ-66. Ну, для негруженого УАЗика тоже вполне нормальная. Но у нас-то жопа вообще на колесе сидела, подкрылки жалобно стонали и скрипели на каждой кочке, мы же ещё 150 литров бензина с собой взяли, так как там заправиться очень далеко ехать. короче, рессоры если не выгнулись в обратную сторону, и то хорошо.
Дорога оказалась колеёй с кучей крупных камней, неравномерно натыканых как по колее, так и под брюхом и неприятно высоким и крутоватым склоном сбоку. Пришлось перегрузить тяжёлые вещи из багажа в салон, чтобы весь более равномерно распределить. Доползли до перевала, переглянулись, подождали, пока пройдёт дождь со снегом и градом, и повернули назад. Ибо даже если проедем дальше, не факт, что по такой дороге с такой погодой сможем вернуться.
Поехали на второе предполагаемое место. По дороге завернули к местным пастухам, приобрели барана. Шкуру, потроха, голову и копыта оставили местным, себе взяли только саму тушу. Мы-то всё равно это выкинем, а у них в дело пойдёт. Даже кровь они собирают в кастрюльку и что-то из неё делают. Собственно, барана приобретали не мы, а шеф. Нам этот баран нафиг сдался, тушенки бы хватило. А так четыре дня (четыре!) рацион был примерно следующий: баранина варёная, с рисом; баранина варёная, с гречкой; баранина варёная сама по себе; суп из баранины; утренний холодец из варёной баранины; баранина с кетчупом и майонезом; варёная баранина с макаронами; УРА! ОВСЯНКА БЕЗ БАРАНИНЫ! И даже не столько потому, что шеф сильно настаивал именно на этом, сколько потому, что что-то готовить не было ни сил, не желания. А так с утра закинул мясо и до вечера оно варится. С вечера поставил очередное ведро и к утру на углях оно доходит.
Ладно. Приехали на место, встали. Место равнинное, холмики маленькие, низенькие, кусты карликовой берёзы либо очень далеко, либо на другом берегу речки - пройти к ним только переобувшись в болотники. А в остальном - выйду в поле, сяду срать; далеко меня видать! Настя то ли стеснялась переобуваться, то ли неудобно ей было с 35 размером залазить в сапоги 46, но уходила она далеко и надолго. Мы успевали поесть, помыть посуду, поставить очередную партию баранины, а она только-только возвращалась.
Да, мы изначально взяли с собой 5 палаток. Одну для себя водитель, одну 3-х местную для парней, одну такую же для женской части, одну для шефа и одну на запас. Пока ехали ставили три - шефу, Ме и Же. Сергей ленился и спал в машине. На последней стоянке мы с Настей честно замёрзли и так бочком-бочком, окольными путями заявили парням, что нам, дескать, холодно, голодно и страшно и вообще, имейте совесть. И вообще, по утрам изморозь! Совесть у них ещё оставалась, так что мы до конца экспедиции ставили только две - индивидуальную шефу и "общежитие". Сразу стало как-то теплее и веселее спать. И плевать, что подъем в семь. Шеф сказал в семь! Ладно, в пол восьмого, но дежурные в семь! Шут с вами, пусть в восемь. Но чтобы в девять все были уже на ногах!
Первый день работы. Покорили гору с высотой где-то 2450-2500 (точно не помню), сделали фотографии видов, поработали, вернулись. Деревьям там тяжко - холодно, сильные ветры к земле пригибают. Поэтому на той горе больше стелющихся форм. Выглядит, конечно, непривычно - дерево не растёт вверх, а пригибается к земле и "ползет" по ней, почти не поднимаясь. Странно, но ноги после 12 часов ходьбы по горе и прыганья по камням, не отвалились и не болели вообще. Только общая усталось.
____
День второй. Шеф сослался на недомогание и погнал нас на другую гору без своего высочайшего внимания. Ну, пошли. Погода испортилась - с утра зарядил мелкий, противный дождь. Хорошо хоть на той горе ветра не было. Одели плащи, попёрлись. И.о. шефа отказался возвращаться, мотивируя "чего мы, дождя испугаемся? Работать надо!" Ну, надо, так надо. Пошли наверх. Дождь пофиг, он не кончается. Сверху дождь, снизу мокрые кусты, писать невозможно - бумага мокнет и ручка не пишет. Фотографировать сложно - объектив заливает. В целом пока идёшь - тепло, даже жарко, останавливаешься - холодно. Поднялись, насколько смогли. GPS показал высоту 2430. Деревьев вокруг много, все хорошие, плодоносят. С вершины спускается туман, на поверку оказавшийся тучей, из которой и шёл, собственно, дождь. Там, вдали, в стороне вершины деревья тоже видны. Прикидочно ещё кучу метров вверх. Но тучка всё ближе, видимость всё хуже. На дождь уже плевать - всё равно промокли. Постояли, подумали, решили вернуться.
__
Вернулись, к этому моменту дождь прекратился, вышло солнце и мы пошли сушиться. __
Потом, через день, всё равно вернулись на ту гору, дошли до вершины (2600 м.) Красиво! __
Баран кончился, горы с деревьями, которые нас могли интересовать, тоже. Пора сваливать на следующую точку. Местные показали дорогу покороче, чтобы выехать на тракт. Поехали. Через километр нашли на этой дороге мокрое место метров в десять длинной и завязли. Единственное место на всей дороге, где можно было завязнуть и мы это сделали. Серёга поматерился, побуксовал, попробовал выехать в раскачку, сел ещё глубже. Разгрузили машину, попробовал выехать ещё раз. Сидит УАЗик крепко. Шеф вдруг подорвался и начал вещать, что мол, передний мост полетел ибо колёса вертятся только задние. Павел высказал предположение, что просто он не подключен. Сергей бил пяткой в грудь и заверял, что он его ещё с того перевала не выключал. Я взяла инструкцию и прочитала, что колёса для моста надо включать на обоих колёсах, а не на одном. Серёга сделал квадратные глаза (он эту инструкцию читал минут десять, когда подключал мост в первый раз), но всё-таки включил, как надо. Так как машина сидела крепко, заднее колесо полностью скрылось во влажной земле, пассажирская дверь еле открывалась, будучи вровень с землей, то на свет вытащили лопату и через полчаса пыхтения машину откопали, попутно обнаружив потерю трёх брызговиков. Когда они пропали - кто знает. На обоих ведущих мостах, откопанная и разгруженная машина вышла просто играючи. Сергей почесал голову и глубокомысленно заявил, что раз всё это время мы ехали только на одном заднем мосту, то в принципе, с двумя проедем куда угодно. Шеф пообещать его повесить где-нибудь за что-нибудь, как только выедем поближе к цивилизации.
Проехали мимо уже знакомых пастухов. Купили козу. Ну а что, баран кончился, надо же разнообразить рацион? Следующие четыре дня меню было аналогичным вышеуказанному, только теперь вместо барана фигурировала коза. Кстати, когда на улице холодно, а работается много, то сгущёнка уходит вообще влёт - в одно лицо по полбанки. Когда тепло, то на неё даже и не тянет.
Ну, приехали на новое место. Проезжали через посёлок, нам рассказали про дорогу. Что она не очень хорошая, опасная (узкая, с одной стороны высокий крутой склон, падать и катиться далеко) и что лучше периодически высаживать пассажиров на всякий случай. Раза три мы действительно выходили и шли пешком, заодно фотографируя. ____
На последней рабочей точке уже было лето. Жара просто убийственная - майка, шорты, тень, ЖАРКО! А до этого буквально накануне - колготки, кофта, зимняя куртка, вязаная шапочка - ХОЛОДНО!
Пошли на работу. Вверх по долине вдоль горной холодной и бурной речки. По карте высоты вроде небольшие, но нам достаточные, да и горы вокруг как-то не очень лесные, хотя причиной могли быть (и оказались) каменистые склоны. Короче, пёрлись мы по лесной тропе полуохотничей, полузвериной часа три. периодически шеф терял тропу и мы прорывались сквозь буреломы и прочие радости хорошей тайги. Но всё-таки добрались до конца. Оказались в "цирке" - с трёх сторон горы, река начинается водопадом и сливается с бОльшей в долине. ____
Там, за горой, откуда текут водопады, назодится горное озеро. Мы туда не пошли, работали на склоне, но шеф добежал и рассказал. Горное озеро, вокруг только скалы и кусты. До сих пор больше, чем на треть замёрзшее.
А на следующий день поехали домой. Когда выбрались на ровную, укатанную грунтовку, Сергей полез отключать передний мост. Поковырялся, переговорил с Пашей. Шефу ничего не сказали, но с нами поделились - они после откапывания машины отключили мост и забыли включить и мы опять по всем горам катались на одном заднем.
Назад ехать было легче в том плане, что еды поубавилось, запасы бензина израсходовали и вообще, ехали домой. От Кош-Агача до Красноярска ехать три дня. Едем, никого не трогаем. Сначала шефу не понравилось, что при торможении машину тянет вправо, потребовал остановиться и исправить. Остановились, Сергей подтянул колодки, что-то пошаманил, поехали дальше. День ехали, второй, на третий шефу опять не понравилось, что машину тянет (а её тянуло ещё с того дня, как ехали ещё туда. Где-то после спуска на тормозах с перевала. Даже вообще, чуть ли не с выезда из Красноярска, но тогда это было мало заметно, потом проявилось сильнее). Сергей опять повозился с регулировкой тормозов. поехали. Шеф сидел, сидел, потом заявил, что, дескать, так он ехать не хочет, давайте, разбирайте тормозной барабан и исправляйте косяк. До дома оставалось километров 600. Вылезли, разобрали передние колёса. С умным видом поглядели на рабочий правый барабан, на котором явственно виднелись следы подгорелости и подтёртости колодки. С задумчивым видом долго пялились на левый. Ржавый и явно не рабочий. Вернее, рабочий, но слабо. Посмотрели, что плохо работают тормозные цилиндры, в запасе были, но неизвестно, рабочие ли. Магазинов с запчастями для УАЗиков по дороге не видели. Почесали в затылках, сбили ржавчину, собрали на место и поехали. Собственно, ничего не изменилось - не работал толком он до этого и не работал сейчас. Через два часа начальник извёлся, поругался с водителем, что нефиг ездить на неисправных тормозах и вообще, Сергей гад, сволочь, безответственнй, криворукий и те де и те пе. Позвонил начальнику хоз. части, сообщил, что дескать, едем совсем без тормозов и исправлять не хочут, тот дистанционно по мобильнику вставил пендель Сергею, тот тормознул у ближайшего кафе и пошёл ремонтировать. До города оставалось 500 км.
Через четыре часа цилиндры заменили. Правда, из двух на замену один тоже не рабочий оказался. Сергей что-то возился, возился, регулировал, шаманил, в результате тормоза передние заработали равномерно, но слабо. Плюс ко всем радостям ярко и издевательски загорелась лампочка индикации аварийного состояния тормозной системы. Но шефу на лампочку плевать. Как и плевать, что теперь и тормозит-то слабее. Главное - не заносит. А на лампочку можно не смотреть.
Домой мы приехали в пять утра...
Алтай, горы, командировка
Моя вернулась с гор. С далёких, заснеженных гор. Спрашивается, чего мне дома не сиделось? А мне бы и сиделось, если бы не шеф, не работа и не полевые. Короче, меня не то, чтобы поставили перед фактом и не спросили, но что я поеду подразумевалось. А я что? А я не против Не всё же время дома сидеть перед компом, надо и мир с природой поглядеть, отдохнуть от компа и города хоть немного.
Дальше будет много текста с картинками. Картинки постараюсь сделать поменьше и полегче, но ничего не гарантирую.
читать дальше
Дальше будет много текста с картинками. Картинки постараюсь сделать поменьше и полегче, но ничего не гарантирую.
читать дальше